skype
100 лучших франшиз
Конкурсы и акции
Детские игры. Третий год жизни: нам интересны роли!

Мы начинаем публикацию серии статей, посвященных играм вашего малыша, ведь игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социальная форма детской жизни! Игра для ребёнка - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

Игры существуют разные: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. В этой статье мы расскажем о сюжетно-ролевых играх вашего малыша...

Наиболее важны для полноценного развития личности ребёнка сюжетно-ролевые игры. В игре ребёнок учится управлять собой, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для последующего успешного обучения и общения со сверстниками. Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь вашего ребёнка. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеет ваш малыш, играя, в значительной степени зависит от вас.

Когда ребёнок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действия вместе со взрослыми или как взрослые. Собственно говоря, это и есть пролог и главный мотив сюжетно-ролевой игры. Стоит ребенку сказать “как будто бы”, и вымысел уже живет в нём. В сюжетно-ролевой игре дети могут “понарошку” войти в запретный взрослый мир (управлять автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное, замечали, как ребёнок, воплощая действительность в игре, искренне верит, что он самый настоящий капитан или лётчик, что кукла живая, а мишке больно, если его взяли за ухо. Когда же возникает сюжетно-ролевая игра? Сюжетно-отобразительная игра появляется у малыша к концу второго — началу третьего года жизни. Ребёнок переносит знакомые сюжеты в игру и передает смысловые связи между предметами: он кормит куклу, укачивает её, как это делает с ним мама, катает в коляске и т.д. Вы замечали, что малыш любит повторять одни и те же действия? Много раз снимать с куклы платье и надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т.д. Таким образом, ребёнок приобретает общественно-исторический опыт. Принять на себя роль, значит, поставить себя на место другого и, опять-таки, приобщиться к заманчивому взрослому миру. Попробуйте в игре задать малышу вопрос “ты кто?” Если он ответит “космонавт”, “шофер” и др., то он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра — не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры, ведущей деятельности в дошкольном возрасте (3-6 лет).

К четвёртому году жизни для ребёнка интересным становится не только отражение окружающей действительности, но и взаимодействия людей. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста отображают путешествия, обыгрывают сюжеты сказок, мультфильмов. В это же время появляются многотемные сюжеты, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре в «Паровоз» ребёнок может совместить роль водителя паровоза, ремонтного депо, а добавив в игру мишек и кукол, принять роль кондуктора и т.д.

Конечно, есть дети, которые не играют в сюжетно-ролевые игры или играют мало. Причинами этого могут быть загруженность занятиями, нарушения режима дня, чрезмерное увлечение телевизионными передачами. Для сюжетно-ролевых игр необходимы время и правильно организованное игровое пространство. В нашем центре для вас и ваших малышей постоянно работает игровая комната. Это правильно организованное игровое пространство, где есть всё необходимое для реализации любого игрового сюжета. А опытные педагоги помогут организовать игру, развить и усложнить сюжет, справиться с ролью в игре. В игровой комнате малыши также могут всегда получить помощь терпеливого и понимающего взрослого.

Участие взрослого, педагога, родителя в игре очень важно для ребёнка. Найдите время, силы и желание научить ребёнка играть, одобрительно отозваться о незамысловатом сюжете. Наблюдайте вместе с ним, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры всё же недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют именно обучать детей способам игрового отображения действительности.
Вмешиваясь в игру ребёнка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, кто что делает. Поиграйте на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назовите роль, например, “я доктор”. Ребенок, наблюдая за мамой, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Попробуйте произносить различные диалоги с воображаемым собеседником. Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к нему через роль и попросите его в роли врача — “полечить”, продавца — “продать” апельсин.

Поощряйте самостоятельную выдумку, инициативу ребёнка. Для трёх-четырёхлетних детей создавайте разнообразные игровые ситуации: “Мишка заболел”, “Поедем на дачу” и др. Важно направлять игру детей, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. С детьми пяти-шести лет используйте косвенные методы, например, наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Например, в игре в «Приготовление завтрака» можно интересоваться, что надо к бутербродам, какие фрукты и какие овощи будут на столе и т.д.

Иногда родители проявляют беспокойство по поводу того, что ребёнок всегда берёт на себя одну и ту же роль, например, принцессы или солдата. Возможно, ребёнок всё время играет в доктора, потому что так с ним играли или не знает, как реализовать другие роли в игре. Быть может, малыш находится под влиянием слишком сильного впечатления или просто хорошо знаком с деятельностью, связанной с этой ролью.
Если вы поможете ребёнку овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную игровую деятельность, осваивая и другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Конечно, если этот любимый образ отрицательный, надо постараться увести от этого ребёнка. Нельзя запрещать играть в эти игры! Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребёнок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира-пограничника, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая.

Иногда родители считают, что на игры у них просто нет времени. И дело здесь в том, что многие не знают, что, по мнению специалистов, для достижения оптимального результата взрослому достаточно поиграть с ребенком всего 15—20 минут в день. С детьми четырёх-пяти лет можно играть реже — 1—2 раза в неделю. Можно сформировать игровые навыки у ребенка во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. И первыми помощниками в нелегком игровом деле становятся игрушки!